30% участников рынка логистических услуг не переживут коронакризис
Эксперты отрасли полагают, что пик кризиса придётся на осень текущего года, но некоторым участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) приходится затягивать пояса уже сейчас
Нет денег — нет груза
Порты Северо-Запада страны в марте, несмотря на начало эпидемии коронавируса, сумели сохранить объёмы перевалки грузов на уровне аналогичного месяца прошлого года. В российских портах Балтийского бассейна было перевалено 22,13 млн тонн, что на 1% больше, чем годом ранее, сообщили в Администрации морских торговых портов.
Цифры статистики не дают серьёзных поводов для беспокойств, и вряд ли динамика грузооборота серьёзно изменится в апреле. Генеральный директор агентства InfranewsАлексей Безбородов прогнозирует, что в этом месяце серьёзного спада по объёмам перевалки грузов на Балтике ожидать не стоит, за исключением разве что нефти.
Участники рынка считают, что влияние пандемии проявится в другом — речь идёт не столько о снижении грузооборота, сколько о накоплении грузов в портах. Это связано с тем, что стивидорные компании и морские линии работают с экспедиторами по предоплате.
"Не все экспедиторы сейчас способны обеспечить морские линии и стивидоров авансовыми платежами, а без этого груз из порта получить невозможно. Если ситуация не решится в ближайшее время, порт просто задохнётся от грузов", — рассказал dp.ru генеральный директор "П.Р.А. Лтд" Александр Занин. Нехватка оборотных средств у экспедиторов связана с финансовыми трудностями грузовладельцев. Также грузы могут застрять в порту из-за неспособности грузовладельцев внести таможенные платежи. Причина, как у всех, — снижение покупательской активности и в целом самоизоляция населения. Некоторые грузовладельцы пытаются заключать договоры с морскими линиями и стивидорами напрямую, отметил Александр Занин, но в полной мере решить проблему это не позволяет.
Спасительная отсрочка
Чтобы справиться с кризисом, Гильдия участников ВЭД "Гермес", Ассоциация деловых партнеров в сфере внешнеэкономической деятельности, а также Национальная ассоциация таможенных представителей обратились за поддержкой к первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову (копия письма есть в распоряжении dp.ru).
Правительство просят признать таможенных представителей, экспедиторов и других участников ВЭД организациями, оказывающими жизненно важные услуги. Если влияние негативных факторов продолжит нарастать, это может привести к перебоям с поставками товаров (продуктов питания, фармацевтической и медицинской промышленности), простою предприятий и накоплению грузов в пунктах пропуска, говорится в документе.
В списке необходимых мер поддержки (помимо полного перехода на электронный документооборот и других) указывается предоставление отсрочки на оплату морских перевозок и погрузочно-разгрузочных операций (власти призывают выступить посредником в переговорах между морскими линиями, стивидорами и экспедиторами).
"В нынешних экстраординарных условиях было бы правильным, если бы отношения с клиентами и отношения с линиями и стивидорами были зеркальными. То есть, если у клиента отсрочка по оплате на 2 месяца, чтобы аналогичная отсрочка давалась экспедиторам перед линиями, а линиям — перед стивидорами", — рассказал вице-президент ГК "Аривист" Евгений Кошкаров.
По его словам, на данный момент даже у крупных компаний с большим финансовым ресурсом отмечается увеличение размера дебиторской задолженности. Для небольших организаций текущая ситуация грозит кассовым разрывом и дальнейшими финансовыми проблемами.
До конца дойдут не все
Задержка груза в порту приводит к дополнительным издержкам — в частности, и на хранение груза, и на аренду контейнера. Взять на себя затраты придётся либо грузовладельцу, либо конечному потребителю, заявляют эксперты.
Чтобы облегчить положение участников логистической цепочки, некоторые компании выразили свою готовность оказать посильную помощь. Например, порт Бронка объявил о предоставлении дополнительных площадей для размещения грузов, не относящихся к товарам первой необходимости.
"Это позволит увеличить срок технологического накопления для экспортных грузов до 60 суток, а для импортных — до 30 суток. Грузы, поступившие в порт до 15 мая 2020 года, смогут находиться на территории перегрузочного комплекса в 2 раза дольше обычного без дополнительной финансовой нагрузки на грузовладельцев", — сообщили в пресс-службе "Бронка Групп".
Но в полной мере непредвиденных издержек избежать не получится. Кроме того, даже если ряду организаций удастся пережить период карантина, нет никаких гарантий, что это позволит им сохранить своё место на рынке в будущем.
"Сейчас только начало кризиса. Летом, после окончания карантина, рынок ждёт волна отложенного спроса, однако она окажется непродолжительной. Эффекта домино стоит ждать к сентябрю-октябрю", — заявил генеральный директор компании "Интранс" Александр Александров.
По мнению эксперта, нынешний кризис окажется труднее, чем кризисы, с которыми России приходилось сталкиваться за последние 10 лет. В сфере логистики выжить смогут лишь компании с широким портфелем клиентов по секторам, а также организации с большим финансовым запасом прочности.
Деловой Петербург