Ответы на вопросы по начислению и уплате таможенных платежей

Развернутые ответы службы федеральных таможенных доходов СТУ на вопросы участников ВЭД

ВОПРОСЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Вопрос:

Как определить сумму таможенных платежей, подлежащую уплате?

Ответ:

Согласно статье 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

5) таможенные сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, являются объектами обложения таможенными пошлинами, налогами.

Согласно пункту 1 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов.

Случаи исчисления таможенных пошлин, налогов таможенным органом установлены пунктом 2 статьи 52 ТК ЕАЭС (например, по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов и др.).

Пунктом 2 статьи 51 ТК ЕАЭС определено, что базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза"), за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате (статья 164 НК РФ).

Подакцизные товары, а также ставки акциза также установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (статьи 181 и 193 НК РФ соответственно).

Для исчисления вывозных таможенных пошлин, в соответствии с пунктом 3 статьи 53 ТК ЕАЭС, применяются ставки, установленные законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов ЕАЭС.

Ставки вывозных таможенных пошлин в Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Для определения конкретного размера ставки таможенной пошлины необходимо руководствоваться кодом товара, определяемым в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС на уровне десяти знаков и его наименованием.

В соответствии со статьей 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам, взимаемым таможенными органами, отнесены таможенные сборы.

Исходя из положений статьи 47 ТК ЕАЭС, таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Размеры ставок таможенных сборов за таможенные операции определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции"

(с 01.08.2020 действует постановление Правительства РФ N 342 от 26.03.2020 "О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров")

Вопрос:

Таможенные представители несут солидарную ответственность с участниками внешнеэкономической деятельности. При этом у таможенного представителя есть личный кабинет, куда направляется уведомление об уплате таможенных платежей и считается полученным на следующий день после его появления в личном кабинете, а у участника ВЭД (декларанта) личного кабинета на сайте ФТС, может не быть, соответственно ему уведомление направляется почтой и уведомление приходит позже. В связи с этим возникает ситуация, когда солидарная ответственность таможенного представителя наступает раньше, чем у декларанта.

Необходимо установить равные условия для таможенных представителей и участников ВЭД.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенный представитель при совершении таможенных операций несет солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин на основании пункта 4 статьи 405 ТК ЕАЭС.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган на основании пункта 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в порядке и в установленные сроки направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов (далее - уведомление).

Частью 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289) определено, что при солидарной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов уведомления направляются одновременно плательщику и лицам, несущим солидарную обязанность, с указанием об этом в таких уведомлениях.

Статьей 73 Федерального закона N 289 определено, что срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность).

При неисполнении уведомления в указанный срок таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленном порядке.

Уведомление составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе. Уведомление в виде документа на бумажном носителе может быть вручено таможенным органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку или направлено по почте заказным письмом.

В случае направления уведомления таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.

В случае направления уведомления таможенным органом в виде электронного документа днем его получения считается день, следующий за днем его направления.

В настоящее время уведомления таможенным органом в виде электронного документа направляются участникам внешнеэкономической деятельности посредством использования АПС "Личный кабинет".

Предоставление доступа заинтересованным лицам к АПС "Личный кабинет" осуществляется в соответствии с порядком, определенным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 июня 2019 г. N 901 "Об утверждении порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету".

Порядок доступа к АПС "Личный кабинет" носит заявительный характер. Таможенный орган не может обязать декларанта создать личный кабинет, в том числе для обеспечения "равных условий" с таможенным представителем по срокам получения уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.

Вместе с тем следует отметить, что отношения декларантов и таможенных представителей строятся на договорной основе. При этом вопросы, связанные с оказанием таможенными представителями услуг по таможенному декларированию товаров, как исполнения гражданско-правовой сделки, правом Евразийского экономического союза, а также законодательством Российской Федерации о таможенном деле не регулируются. В связи с чем разрешение вопросов, связанных с уплатой возникшей задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, возможно в рамках договорных отношений, заключаемых между таможенными представителями и декларантами.

Вопрос:

Прошу разъяснить порядок заполнения графы "В" при предварительном таможенном декларировании. Возможно ли заполнять только платежи под кодом "1010"? При отсутствии достоверной информации о количестве мест при предварительном таможенном декларировании возможно ли не заявлять количество мест в момент подачи декларации на товар (только описание упаковки)?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин:

ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

льготы по уплате таможенных платежей;

тарифные преференции;

суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 ТК ЕАЭС при предварительном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, за исключением следующих сведений, которые по своему характеру могут быть не известны декларанту на момент подачи таможенной декларации:

1) о транспортных средствах, на которых будут перевозиться товары, кроме сведений о виде транспорта, которым будут перевозиться товары;

2) об отдельных документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

3) иные сведения, определяемые Комиссией в зависимости от вида таможенной декларации и (или) категорий товаров и вида транспорта, которым они перевозятся.

Таким образом, сведения о суммах таможенных платежей, подлежащих уплате должны быть указаны в графе "В" ДТ.

Вместе с тем, в случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров, если иной срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не установлен в соответствии с ТК ЕАЭС (пункт 9 статьи 136 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подпунктом 29 пункта 15 раздела II Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" для товара, имеющего упаковку, указывается - общее количество грузовых мест, занятых товаром (если товар занимает грузовые места не полностью, то дополнительно в скобках указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично), коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов", с проставлением через тире "-" количества упаковок по каждому виду.

Сведения о количестве грузовых мест не заполняются только в случае таможенного декларирования товара, перевозимого без упаковки, насыпом, навалом, наливом в оборудованных емкостях транспортного средства. В данном случае указывается код в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов.

ВОПРОСЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Вопрос:

В чем состоят отличия методов определения таможенной стоимости?

Ответ:

Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при декларировании товаров.

Участник ВЭД заявляет сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров, а также об условиях и обстоятельствах сделки, которые имеют отношение к определению таможенной стоимости товаров в декларации таможенной стоимости. Определить таможенную стоимость ввозимых товаров можно одним из шести методов:

- 1 - по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

- 2 - по стоимости сделки с идентичными товарами;

- 3 - по стоимости сделки с однородными товарами;

- 4 - метод вычитания;

- 5 - метод сложения;

- 6 - резервный метод.

Основным методом определения таможенной стоимости импортируемых товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) (статья 39 ТК ЕАЭС). При определении таможенной стоимости ввозимых товаров этим методом к цене товаров добавляются дополнительные начисления в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС: расходы на перевозку до места прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза, лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности и т.д.

Дополнительные начисления к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимое товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Если основной метод использовать нельзя, последовательно применяют каждый из других методов.

Основное отличие методов определения таможенной стоимости заключается в основе определения таможенной стоимости товаров. При определении таможенной стоимости методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами используется в максимальной степени стоимость сделки с этими товарами.

Вопрос:

На текущий момент не установлен перечень документов, который необходимо предоставлять в целях подтверждения таможенной стоимости товаров для каждого метода в частности, по аналогии с предусмотренным ранее приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости предусмотренному Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров". Будет ли в ближайшем будущем разработан нормативный документ, предусматривающий аналогичный перечень документов?

Ответ:

Статьей 108 ТК ЕАЭС определен перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. В том числе, к этому перечню относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.

Да, действительно, ранее Приложением N 1 Решения комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" был определен перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (утратило силу с 01.07.2019).

В настоящее время основным документом, определяющим особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров, является Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии N 42 от 27 марта 2018 года. В документе (пункт 8) зафиксирован перечень документов (пояснений) которые, могут быть запрошены (истребованы) таможенным органом при проведении таможенного контроля:

а) прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения;

б) прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;

в) таможенная декларация страны отправления (происхождения, транзита) товаров, если заполнение такой таможенной декларации предусмотрено в стране отправления (происхождения, транзита) товаров;

г) документы об оплате ввозимых товаров;

д) отгрузочные (упаковочные) листы;

е) бухгалтерские документы о принятии ввозимых, идентичных, однородных товаров на учет;

ж) сведения о стоимости ввозимых товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов;

з) договоры, в соответствии с которыми ввозимые, идентичные, однородные товары продаются на таможенной территории Союза;

и) пояснения относительно оснований и условий предоставления продавцом скидок покупателю;

к) документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, а также об их влиянии на цену ввозимых товаров;

л) документы и сведения о перевозке (транспортировке) ввозимых товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведении иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) ввозимых товаров;

м) документы и сведения, подтверждающие расходы на производимые после ввоза товаров на таможенную территорию Союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование (смета и график проведения монтажных и пусконаладочных работ, акты выполненных работ и т. п.);

н) документы, подтверждающие отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем или отсутствие влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в том числе:

документы и сведения о принадлежащих продавцу и (или) покупателю голосующих акциях организаций государств-членов и третьих стран;

документы, подтверждающие стоимость сделки с идентичными или однородными товарами при их продаже покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на таможенную территорию Союза;

документы, подтверждающие таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенную по методу вычитания (метод 4);

документы, подтверждающие таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенную по методу сложения (метод 5);

иные документы и сведения, характеризующие сопутствующие продаже обстоятельства, в том числе способ, которым покупатель и продавец организуют свои коммерческие отношения, и то, каким образом была установлена цена товаров;

о) лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и иные документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым товарам;

п) иные документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке (транспортировке) и реализации ввозимых товаров.

Одновременно с запрошенными таможенным органом документами, декларантом могут быть представлены иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, в целях подтверждени

2021-05-31