Предварительное решение о происхождении товара без предоставления сертификата о происхождении товара
Вопрос: Российская организация ввезла в РФ товары из Китая. Выдаст ли таможенный орган российской организации предварительное решение о происхождении товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС, если она не представила сертификат о происхождении товара?
Ответ: Поскольку в отношении указанных товаров сертификат о происхождении товара не представлен таможенному органу, у него отсутствуют основания для выдачи предварительного решения о происхождении товара, ввозимого в ЕАЭС. В этой связи он запросит у организации указанный документ и в случае его непредставления откажет в принятии предварительного решения.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по заявлению заинтересованного лица принимает предварительные решения о происхождении товаров в соответствии со ст. ст. 32 - 36 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Форма предварительного решения о происхождении товара, порядок ее заполнения и внесения в такое предварительное решение о происхождении товара изменений (дополнений) определяются Евразийской экономической комиссией (п. 5 ст. 33 ТК ЕАЭС).
Согласно п. 3 Порядка заполнения формы предварительного решения о происхождении товара, ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и внесения изменений (дополнений) в предварительное решение о происхождении товара, ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 N 7 "Об утверждении формы предварительного решения о происхождении товара, ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в предварительное решение о происхождении товара", в форме предварительного решения подлежат указанию сведения о товарах одного наименования. Для целей применения этого Порядка в качестве товаров одного наименования рассматриваются товары одного коммерческого (фирменного) наименования, происходящие из одной страны (группы стран, Таможенного союза стран, региона или части страны), в отношении которых выдан сертификат о происхождении товара.
Дополнительно п. 13 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о происхождении товаров, утвержденного Приказом ФТС России от 20.04.2020 N 381 (далее - Регламент), установлено, что государственная услуга предоставляется на основании заявления о принятии предварительного решения, поданного заявителем в управление в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Вместе с заявлением о принятии предварительного решения заявителем представляются акты экспертиз торгово-промышленных палат или других экспертных организаций страны - производителя товара и сертификат о происхождении товара.
К заявлению о принятии предварительного решения также могут прилагаться следующие документы:
- протоколы испытаний;
- заключения специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара;
- документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки (внешнеторговый договор, внешнеторговые коммерческие счета на оплату товара);
- калькуляция стоимости товара на условиях франко-завод изготовителя за единицу продукции, заверенная подписью главного бухгалтера и руководителя предприятия;
- подробное описание технологического процесса изготовления товара;
- другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории страны происхождения товара (п. 15 Регламента).
В соответствии с ч. 12 ст. 22 Закона N 289-ФЗ в случае, если представленные заявителем документы и сведения не позволяют определить происхождение товара, уполномоченный таможенный орган в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" направляет заявителю в течение двадцати календарных дней со дня регистрации указанного заявления уполномоченным таможенным органом уведомление о необходимости предоставления дополнительной информации.
При этом в силу ч. 15 ст. 22 Закона N 289-ФЗ в принятии предварительного решения о происхождении товара уполномоченный таможенный орган отказывает в случае, если дополнительная информация, запрошенная уполномоченным таможенным органом, не предоставлена в установленный срок или предоставлена не в полном объеме.
Поскольку в отношении указанных товаров сертификат о происхождении товара не представлен таможенному органу, у него отсутствуют основания для выдачи предварительного решения о происхождении товара, ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза. В этой связи он запросит у российской организации указанные документы и в случае их непредставления откажет в принятии предварительного решения.
© Н.А. Дубинский
Учреждение образования "Витебский государственный технологический университет"